Оноре Бальзак. Собрание сочинений в 24 томах. Том 20

Автор: andrey4444. Опубликовано в Оноре Бальзак

Автор: Оноре Бальзак
Название: Том 20. Человеческая комедия. Философские этюды
Издательство: М.: Художественная литература, 1960 г.
Серия: Оноре Бальзак. Собрание сочинений в двадцати четырех томах
Тираж: 349 000 экз.
ISBN отсутствует
Тип обложки: твёрдая
Формат: FB2
Страниц: 496
Размер: 3,63 Мб

Описание:
В двадцатый том Собрания сочинений вошли роман «Поиски Абсолюта», повести «Мараны», «Проклятое дитя», «Гамбара», «Красная гостиница» и новеллы «Драма на берегу моря», «Прощенный Мельмот».

Первое издание «Поисков Абсолюта» вышло в 1834 году; произведение было разбито на семь глав, носивших названия: «Дом Клаасов», «История фламандского семейства», «Абсолют», «Смерть матери», «Преданность молодежи», «Отец в изгнании», «Абсолют найден». В 1845 году Бальзак включил повесть в XIV том «Человеческой комедии» (I том «Философских этюдов»). В этом издании деление на главы отсутствовало.

В «Поисках Абсолюта» Бальзак разрабатывает проблему, встречающуюся и в других его произведениях: развитие страсти, всецело овладевающей человеком, поглощающей все другие его чувства и привязанности.

Однако герой романа Клаас во многом отличается от образов людей, одержимых единой страстью, которые выступают в других произведениях Бальзака 30-х годов (Гобсек, Гранде, Горио). Гобсек и Гранде обуреваемы маниакальной жаждой стяжательства. Клаас же воплощает в себе дух исканий, стремление к овладению тайнами природы.

Но общественный порядок враждебен гармоническому развитию личности; трагедия Клааса в том, что он не может быть одновременно и великим ученым и примерным семьянином, хранящим и приумножающим свои богатства. Он обречен на мучительное одиночество, на постоянную борьбу с самыми дорогими для него людьми. В их глазах он безумец, расточитель, преступник.

Повесть «Мараны» печаталась в газете «Ревю де Пари» в декабре 1832 — январе 1833 года. В 1846 году повесть была включена в «Философские этюды» первого издания «Человеческой комедии».

Новелла «Драма на берегу моря» впервые была напечатана в 1835 году в V томе «Философских этюдов»; в 1846 году вошла в XV том «Человеческой комедии» (II том «Философских этюдов»).

История старого Камбремера обнажает трагедию крушения патриархальных устоев под натиском буржуазного образа жизни.

Большую роль в композиции новеллы играет принцип контрастов. С идиллическим вступлением контрастирует картина человеческой нужды, раскрывающаяся при встрече с рыбаком, и затем необычайная, горестная история жизни Камбремера.

Примечателен по всему своему строю рассказ рыбака: это простое, лаконичное повествование, лишенное всяких внешних прикрас и в то же время энергичное и драматически насыщенное.

Новелла «Прощенный Мельмот» впервые была опубликована в 1835 году. Последнее прижизненное издание — в 1845 году в XIV томе «Человеческой комедии» (I том «Философских этюдов»).

За сюжетную основу Бальзак взял легенду о человеке, вечно странствующем и наделенном сверхъестественным могуществом. Этот сюжет встречался у ряда писателей, в том числе у известного английского писателя, автора «готических романов» (романов «тайн и ужасов») Матюрена («Мельмот-скиталец»).

Бальзак так определяет значение своей новеллы: описанный здесь случай, «может быть, даст пищу умам, достаточно высоким для понимания истинных язв нашей цивилизации, которая после 1815 года принцип «честь» заменила принципом «деньги».

Фантастика служит Бальзаку для сатирического заострения социальной темы.

Речь идет здесь о «фантастичности» самой действительности. «Филиалом ада» становится «город-искуситель» Париж, а сердцем буржуазного мира — всемогущая биржа. «Есть такое место, — пишет о бирже Бальзак, — где котируется королевская власть, где прикидывают на весах целые нации, где выносится приговор политическим, системам, где правительства расцениваются по стоимости пятифранковой монеты, где идеи и верования переведены на цифры, где все дисконтируется, где сам бог берет взаймы и в качестве гарантии оставляет свои прибыли от поступивших душ, ибо у папы римского имеется там свой текущий счет. Если где покупать душу, то, конечно, там».

Новеллу «Прощенный Мельмот» высоко ценил Маркс, называя ее «маленьким шедевром».

Первая часть повести под названием «Проклятое дитя» была впервые напечатана в журнале «Ревю де Де Монд» в январе 1831 года, в этом же году она была переиздана в III томе «Философских романов и сказок».

Вторая часть повести была опубликована 9 октября 1836 года в журнале «Кроник де Пари» под названием «Разбитая жемчужина». В 1837 году обе части были соединены под общим заглавием «Проклятое дитя» в издания «Философских этюдов». В 1846 году повесть была включена в «Человеческую комедию» («Философские этюды»).

Действие повести перенесено Бальзаком в XVI век, в жестокую эпоху религиозных войн. Писатель не останавливается подробно на исторических событиях, однако суровые нравы эпохи феодального произвола и насилия показаны ярко и убедительно через трагическую судьбу жены и сына герцога д’Эрувиля, убитых страхом перед жестоким деспотом.

Повесть «Гамбара» впервые была опубликована в «Ревю э газетт мюзикаль де Пари» в июле — августе 1837 года. В 1839 году повесть вышла отдельным изданием вместе с романом «Музей древности». В 1840 году повесть «Гамбара» вошла в состав «Книги скорбей» («Гамбара», «Массимилла Дони», «Изгнанники», «Серафита»). В 1846 году повесть была включена в первое издание «Человеческой комедии» («Философские этюды»).

Повесть «Гамбара» принадлежит к числу произведений Бальзака, в которых он затрагивает проблемы искусства; основная мысль ее близка к идее повести «Неведомый шедевр».

На примере трагической судьбы талантливого музыканта Бальзак вновь утверждает, что может существовать только искусство реалистическое, понятное людям.

Гамбара одержим стремлением достичь абсолютного совершенства, создать музыку, в которой слышались бы голоса ангелов, и в этих поисках метафизического совершенства он так же, как и герой «Неведомого шедевра» художник Френхофер, разрушает свое искусство. Реалист Бальзак утверждает, что искусство, недоступное пониманию, изменившее реальной жизни, неизбежно погибает, превращается в выражение лишь больной психики художника. «Гамбара» — произведение, имеющее большое значение для понимания реалистической эстетики Бальзака.

В этой повести нашла отражение глубокая любовь писателя к музыке, его большой интерес к творчеству крупнейших композиторов: Бетховена, Россини, Моцарта, Мейербера и др.

Содержание:
Человеческая комедия
    Философские этюды
        Оноре де Бальзак. Поиски Абсолюта (роман, перевод Б. А. Грифцова), стр. 5
        Оноре де Бальзак. Мараны (повесть, перевод Н. Л. Аверьяновой), стр. 190
        Оноре де Бальзак. Драма на берегу моря (новелла, перевод А. С. Кулишер), стр. 252
        Оноре де Бальзак. Прощенный Мельмот (новелла, перевод Б. А. Грифцова), стр. 272
        Оноре де Бальзак. Проклятое дитя (повесть, перевод Н. И. Немчиновой), стр. 318
        Оноре де Бальзак. Гамбара (повесть, перевод Н. И. Немчиновой), стр. 422
Примечания, стр. 488

 

Скачать Оноре Бальзак. Том 20. Человеческая комедия. Философские этюды с Disk.yandex.ru