Оноре Бальзак. Собрание сочинений в 24 томах. Том 14

Автор: andrey4444. Опубликовано в Оноре Бальзак

Автор: Оноре Бальзак
Название: Том 14. Кузен Понс, Комедианты неведомо для себя
Издательство: М.: Художественная литература, 1960 г.
Серия: Оноре Бальзак. Собрание сочинений в двадцати четырех томах
Тираж: 350 000 экз.
ISBN отсутствует
Тип обложки: твёрдая
Формат: FB2
Страниц: 384
Размер: 1,16 Мб

Описание:
В четырнадцатый том Собрания сочинений вошли роман «Кузен Понс» и повесть «Комедианты неведомо для себя».

Бальзак начал работать над романом «Кузен Понс» в июне 1846 года. В письме к Э. Ганской от 28/VI он сообщает, что закончил первый эпизод «Бедных родственников» — повесть о старом музыканте. «Это одно из самых прекрасных, как мне кажется, моих творений, до крайности простых и заключающих в себе все человеческое сердце, это не менее значительно, но более ясно, чем «Турский священник», и столь же хватает за душу». Стремясь глубже вскрыть и объяснить причины трагической судьбы одинокого коллекционера, Бальзак в дальнейшем значительно перерабатывает произведение, связывая повествование о жизни Понса с изображением общества Июльской монархии.

Писатель несколько раз менял заглавие романа, называя его последовательно: «Добряк Понс», «Старый музыкант», «Приживальщик», «Нахлебник», «Два музыканта». В письме от 25/IX 1846 года впервые появляется название «Кузен Понс», которое и осталось за романом.

«Кузен Понс» печатался в газете «Конститюсьонель» с 18/III по 10/V 1847 года. Роман был разделен на тридцать одну главу.

«Кузен Понс» вместе с романом «Кузина Бетта» вышел в 1847 году отдельным изданием.

В 1848 году Бальзак включает «Кузена Понса» как второй эпизод «Бедных родственников» в XVII том первого издания «Человеческой комедии» («Сцены парижской жизни») и уничтожает деление на главы.

На страницах романа «Кузен Понс», действие которого происходит в 1844–1845 гг., читатель встречает вновь многих персонажей, присутствовавших на балу у Цезаря Бирото («Величие и падение Цезаря Бирото», 1837). В судьбе своих героев Бальзак раскрывает сущность происшедших за это время во Франции исторических перемен, вызванных Июльской революцией 1830 года. «Кузен Понс» как бы заканчивает историю возвышения ряда буржуазных семейств. Некогда скромный приказчик парфюмера Цезаря Бирото Ансельм Попино выступает в романе «Кузен Понс» как влиятельный депутат, граф и пэр Франции, дважды побывавший министром. Ловкий коммивояжер Годиссар рассчитывает в скором времени попасть в Государственный совет. Бывший судебный следователь Камюзо, знакомый по произведениям «Дело об опеке», «Музей древностей», «Блеск и нищета куртизанок» и др., в 40-х годах уже председатель палаты королевского суда, носит титул барона Камюзо де Марвиль, его жена бывает на королевских приемах в Тюильри, их дочь — виконтесса де Попино.

В произведениях 40-х годов Бальзак со все более нескрываемым осуждением и неприязнью говорит о буржуазии, дорвавшейся до денег и до власти. Он особенно подробно останавливается на духовном убожестве буржуа, на его ненависти и презрении ко всему, что стоит вне интересов чистогана, что принадлежит к подлинным ценностям культуры. Семейства, в которых бывал Понс, отмечает писатель, не уважали искусства, «преклонялись перед успехом, ценя лишь то, что сами приобрели после 1830 года: богатство или завидное положение». Искусство непонятно им, если только оно не служит средством обогащения, как театр для Годиссара, или средством удовлетворения тщеславия, как картины для Ансельма Попино.

На фоне жизни преуспевающих, невежественных и тщеславных буржуа разыгрывается трагическая история одинокого ценителя искусства Понса, сделавшегося жертвой алчности окружающих его людей. Продолжая тему романа «Кузина Бетта», Бальзак подробно раскрывает унизительное положение бедного родственника, который служит объектом оскорблений и издевательств и для богатых хозяев и для их слуг. Забитый и приниженный, Понс лишь изредка осмеливался заявить о своем человеческом достоинстве.

Понсу доступно истинное понимание искусства, величия человеческого гения. Его страсть к коллекционированию картин бескорыстна: он никогда даже не задумывался о материальной ценности своей коллекции. Именно в нем, в Понсе, живущем вне корыстных интересов буржуазного общества, подчеркивает писатель, несмотря на его внешнюю чудаковатость, истинную человечность.

Трагическая судьба Понса в мире, где все подчинено стремлению к обогащению, закономерна. Обладатель прекрасных картин становится жертвою самых грязных махинаций и подлых преступлений.

Буржуазия не только сама преступна, она развращает и своих прислужников. Врач Пулен и стряпчий Фрезье готовы пойти на любое преступление, лишь бы не было улик. В первом издании «Кузена Понса», где было деление на главы и части, вторая часть романа называлась «Преступление в верхах и преступление в низах общества». Алчность привратницы Сибо дополняется жадностью Амели Камюзо де Марвиль — жены председателя королевского суда. «Иметь или не иметь ренту», — так с горькой иронией перефразирует Бальзак слова Гамлета, раскрывая побудительные причины поступков персонажей романа, противопоставленных Понсу и Шмуке.

Роман «Кузен Понс» очень прост по своему сюжету, в основном действие сконцентрировано на истории Понса, сравнительно с другими произведениями Бальзака здесь немного действующих лиц. Отличительная черта романа — теплота, с которой Бальзак раскрывает внутренний мир Понса, рассказывает о его трогательной дружбе со старым Шмуке, о душевном благородстве бедного театрального служителя Топинара.

Содержание:
Человеческая комедия. Этюды о нравах. Сцены парижской жизни
    Оноре де Бальзак. Бедные родственники
        Оноре де Бальзак. Кузен Понс (роман, перевод И. С. Татариновой), стр. 5
    Оноре де Бальзак. Комедианты неведомо для себя (повесть, перевод А. С. Кулишер), стр. 307
Примечания, стр. 373

 

Скачать Оноре Бальзак. Том 14. Кузен Понс, Комедианты неведомо для себя с Disk.yandex.ru

 

 Кузен Понс. Экранизация романа Оноре де Бальзака (1978)

 

Аудиокнига. Оноре де Бальзак. Бедные родственники «Кузен Понс»

Часть 1

Часть 2