Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений в девяноста томах. Том 49

Автор: andrey4444. Опубликовано в Толстой Лев Николаевич

Автор: Лев Николаевич Толстой
Название: Том 49. Записки христианина. Дневники и Записные книжки 1881-1887
Издательство: М.: Государственное издательство Художественная литература, 1952 г.
Серия: Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений в 90 томах
Тираж: 5 000 экз.
ISBN отсутствует
Тип обложки: твёрдая
Формат: FB2
Страниц: 310
Размер: 2,81 Мб

Описание:
Настоящее издание представляет собой электронную версию 90-томного собрания сочинений Льва Николаевича Толстого, вышедшего в свет в 1928—1958 гг. Это уникальное академическое издание, самое полное собрание наследия Л. Н.Толстого, давно стало библиографической редкостью. В издании сохраняется орфография и пунктуация печатной версии 90-томного собрания сочинений Л. Н. Толстого.

В сорок девятый том входят Записки христианина, а также Дневники и Записные книжки Л. Н. Толстого 1881—1887 годов.

Одною из главных причин, помешавших Толстому завершить начатые художественно-исторические работы и почти на пять лет оторвавших его от художественного творчества, был тот перелом в его мировоззрении, который вполне определился лишь в самом конце 70-х — начале 80-х годов. Перелом этот завершился разрывом писателя с помещичьим классом, к которому он принадлежал по рождению и воспитанию, и переходом на позиции патриархального крестьянства. В то же время это был период мучительных религиозно-нравственных исканий.

В начале 80-х годов Толстой затрачивает много сил и времени на обоснование своей «новой, очищенной религии» и пишет о ней ряд сочинений. В сохранившихся Дневниках этого времени содержится мало записей, касающихся этих работ Толстого. Из такого рода записей следует остановиться на незаконченных «Записках христианина», которыми начинается 49 том.

«Записки христианина», по намерению автора, должны были быть «почти дневником», отражающим мысли, наблюдения и впечатления писателя от событий деревенской жизни.

В «Записках христианина», как и во всех следующих за ним дневниковых записях 80-х годов, с особой рельефностью выступают те «кричащие» противоречия во взглядах Толстого, о которых писал Ленин и которые, по его словам, «не случайность, а выражение тех противоречивых условий, в которые поставлена была русская жизнь последней трети XIX века».

В первой части «Записок» Толстой с точки зрения «христианина» осуждает свои прежние художественные произведения, иронически отзывается и о «Войне и мире» и об «Анне Карениной», сводя все содержание последней к рассказу о том, «как дама одна полюбила одного офицера», и сообщает, что намеревается показать читателям тот «новый взгляд на мир», который дали ему его «христианские убеждения».

Но это намерение в «Записках» не было осуществлено, и во второй части «Записок» великий художник-реалист дал на живых примерах потрясающие жизненные картины бедственного положения крестьян.

В дополнение к собственным описаниям крестьянской нужды Толстой прилагает автобиографию «Костюшки-бедняка», написанную, по его просьбе, крестьянином бедняком Ясной Поляны Константином Зябревым. Замечателен образный народный язык этой проникнутой горьким юмором «автобиографии».

«Записки христианина» по своему сюжету как бы перекликаются с начатым еще в 1852 г. «Романом русского помещика», часть которого была напечатана под заглавием «Утро помещика», и с позднейшим романом «Воскресение» в тех местах, где описываются хождения Дмитрия Нехлюдова по крестьянским дворам и беседы его с мужиками.

Записи в Дневниках 80-х годов свидетельствуют о том, что Толстой не только входил в самую гущу народной жизни, интересовался всеми сторонами ее — социальными и психологическими, давал яркие художественные картины крестьянской жизни, но и продолжал ранее начатую им работу по изучению русского народного языка, записывая слышанные им пословицы, поговорки, сравнения, отдельные образные слова.

Толстой вел свои записи и дома в Ясной Поляне, и на Киевском шоссе, и во время пешеходного путешествия в Оптину пустынь (в июне 1881 г.), и при посещении тульского острога (в мае 1881 г.), и, наконец, с осени 1881 г. в Москве.

Обобщая свои впечатления и наблюдения, раздумывая о будущих судьбах своей родины, Толстой приходит к заключению: «Революция экономическая не то, что может быть. А не может не быть. Удивительно, что ее нет». Толстой призывал к примирению классов, к нравственному самосовершенствованию и непротивлению злу насилием, думал, что если все будут лучше, то всё будет лучше. В этом реакционный смысл взглядов, учения и произведений Толстого.

Содержание:
Записки христианина, стр. 7
Дневники и дневниковые записи
    Дневник 1881 г., стр. 25
    Дневниковая запись 1882 г., стр. 59
    Дневниковая запись 1883 г., стр. 60
    Дневник 1884 г., стр. 61
    Дневниковая запись 1884 г., стр. 122
    Дневниковая запись 1885 г., стр. 124
    Дневниковые записи 1886 г., стр. 126
    Дневниковая запись 1887 г., стр. 131
Записные книжки и записи на листах
    Записи 1881 г., стр. 135
    Записная книжка 1881 г., стр. 138
    Запись 6 декабря 1881 г., стр. 148
    Записная книжка 1882 г., стр. 149
    Запись 1884 г., стр. 157
Комментарии
    Е. В. Молоствова и Н. С. Родионов
    Краткая хронологическая канва жизни и творчества Л. Н. Толстого за 1881—1887 гг., стр. 161
    Записки христианина
        История писания, стр. 185
        Описание рукописей, стр. 186
        Примечания, стр. 187
    Первые публикации отрывков из Дневников и Записных книжек 1881—1887 гг., стр. 188
    Описание рукописей, стр. 189
    Примечания к Дневникам и Дневниковым записям 1881—1887 гг., стр. 193
    Примечания к Записным книжкам и Записям на листах 1881—1884 гг., стр. 250
    Указатель собственных имен, стр. 255

 

Скачать Лев Николаевич Толстой. Том 49. Записки христианина. Дневники и Записные книжки 1881-1887 с Disk.yandex.ru