Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений в девяноста томах. Том 34

Автор: andrey4444. Опубликовано в Толстой Лев Николаевич

Автор: Лев Николаевич Толстой
Название: Том 34. Произведения 1900-1903 гг.
Издательство: М.: Государственное издательство Художественная литература, 1952 г.
Серия: Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений в 90 томах
Тираж: 5 000 экз.
ISBN отсутствует
Тип обложки: твёрдая
Формат: FB2
Страниц: 630
Размер: 5,61 Мб

Описание:
Настоящее издание представляет собой электронную версию 90-томного собрания сочинений Льва Николаевича Толстого, вышедшего в свет в 1928—1958 гг. Это уникальное академическое издание, самое полное собрание наследия Л. Н.Толстого, давно стало библиографической редкостью. В издании сохраняется орфография и пунктуация печатной версии 90-томного собрания сочинений Л. Н. Толстого.

В тридцать четвертом томе Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого печатаются его художественные произведения начала 900-х годов: «Живой труп», «Разрушение ада и восстановление его», «После бала», «Ассирийский царь Асархадон», «Труд, смерть и болезнь» и «Это ты», а также его публицистика этих годов.

Из художественных произведений Толстого, печатающихся в настоящем томе, центральное место занимает драма «Живой труп» (1900). Как и большинство других произведений Толстого, драма была написана на материале современной писателю действительности. В основу ее сюжета легло судебное дело супругов Н. С. и Е. П. Гимер. Материал, взятый из «текущей» жизни, Толстой подверг художественной обработке и создал произведение, направленное не только против буржуазного суда, но и против всей комедии «законного» брака, освящаемого казенной церковью, против изуверских порядков полицейского государства и всего буржуазно-дворянского общества.

Главный герой драмы — Федор Протасов — один из очень близких и дорогих сердцу автора образов. «По поводу «Трупа» Лев Николаевич сказал, что сюжет только тогда хорош, когда он находит в душе отклик и сливается с невысказанными желаниями»; что его очень интересует Федор Протасов, что он «чисто русский тип... отличной души человек».

Протасов не нашел в себе сил, чтобы бороться с бессердечием и эгоизмом, ханжеством и консерватизмом людей «высших классов», превративших жизнь в «пакость», которую надо всеми силами разрушать. Он бежал от них на «дно». Но и там ему не дали жить спокойно. Вмешался «закон», вмешались шантажисты, полицейские, чиновники, получающие, как говорит Федя, «по двугривенному за пакость».

Протасова сделали «живым трупом», а затем толкнули на самоубийство не только тупые полицейские «законы», но и «корректные», «благовоспитанные» люди, от которых он бежал, как от чумы.

Драма «Живой труп» была опубликована после смерти Толстого. Обличительная сила драмы привела в ярость реакционную критику, увидевшую в «Живом трупе» «ниспровержение основ».

Драма «Живой труп» и рассказ «После бала» тематически связаны со статьей «Стыдно» (1895) и со всей публицистикой Толстого 80-х, 90-х и 900-х годов, главное содержание которой составляет беспощадное обличение господствующих классов царской России.

В начале 900-х годов Толстой продолжает разрабатывать и жанр нравственно-поучительной, «назидательной» литературы. Произведениями этого жанра он старается широко пропагандировать свое учение.

Одним из ярких образцов «назидательных» произведений Толстого является легенда «Разрушение ада и восстановление его».

В этом небольшом по размеру произведении Толстой высказал свое отношение к церковной религии, к «христианскому» браку и воспитанию, к самодержавию, к буржуазной науке и культуре. Стремясь доказать, что люди извратили «истинное учение Христа», Толстой устами дьяволов, «заведующих» блудом, грабежом, убийствами, наукой, техническими усовершенствованиями, разделением труда и т. д., дает глубокую и резкую критику «порядков» современного капиталистического общества. Критика казенной церкви, монархии, буржуазно-парламентских правительств, уродств буржуазной цивилизации и многих других сторон эксплуататорского общества достигает в легенде такой разящей силы, что она была отнесена царской цензурой к числу самых «кощунственных» произведений Толстого.

Но в легенде, как и в других «назидательных» произведениях Толстого, с полной очевидностью обнаруживаются и слабые, реакционные стороны его мировоззрения. Резко и справедливо обличая «хозяев жизни» и их помощников, как поработителей народа, Толстой в то же время зачеркивает завоевания науки и техники, выступает против материализма и социализма, называет бесплодными занятия ученых, ведущих «исследования явлений материального мира», изучающих общественную жизнь.

Заканчивается легенда мрачной картиной торжества Вельзевула, торжества дьяволов, сбивших людей с «истинного» пути. Толстой не видит иного исхода, кроме нового разрушения восстановленного дьяволами ада. Но какими же путями могут освободиться люди из-под «дьявольской» власти? Ответить на это Толстой пытается в сказке «Три вопроса», где в самой краткой форме он выражает свое определение основных этических норм поведения человека. «Как знать, какие люди самые нужные, и как не ошибаться в том, какое дело изо всех дел самое важное?»

В ответах на эти вопросы выражен ряд коренных положений толстовского учения с его реакционным отрицанием общественной борьбы, с его признанием, что «все материальное — ничто», что человеку надо заботиться только о спасении своей души, что ему незачем думать о завтрашнем дне, что он должен делать только «добро» и потому не противиться злу насилием.

Тот же смысл вложен Толстым и в легенду «Труд, смерть и болезнь», являющуюся своеобразным продолжением или дополнением легенды о разрушении и восстановлении ада. Чтобы вернуть людей на истинный путь, — пишет Толстой, — бог решил заставить их трудиться, надеясь, что «труд соединит их». Но вышло так, что разъединение людей еще более углубилось, ибо люди «тратили время и силы на борьбу, и всем было дурно».

Содержание:
Предисловие, стр. V
Редакционные пояснения, стр. XXXIV
I. Художественные произведения
    Живой труп (1900), стр. 5
    Разрушение ада и восстановление его. Легенда (1902), стр. 100
    После бала. Рассказ (1903), стр. 116
    Ассирийский царь Асархадон (1903), стр. 126
    Труд, смерть и болезнь. Легенда (1903), стр. 131
    Три вопроса (1903), стр. 134
    Это ты (1903), стр. 138
II. Статьи
    Предисловие к «The Anatomy of Misery» Джона Кенворти (1900), стр. 143
    Рабство нашего времени (1900), стр. 144
    Не убий (1900), стр. 200
    Где выход? (1900), стр. 206
    Неужели это так надо? (1900), стр. 216
    Царю и его помощникам (1901), стр. 239
    Ответ на определение Синода от 20—22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма (1901), стр. 245
    Единственное средство (1901), стр. 254
    Предисловие к роману В. фон-Поленца «Крестьянин» (1901), стр. 270
    Предисловие к «Солдатской памятке» и «Офицерской памятке» (1902), стр. 278
    Солдатская памятка (1901), стр. 280
    Офицерская памятка (1901), стр. 284
    О веротерпимости (1901), стр. 291
    К духовенству (1902), стр. 299
III. Неопубликованное, неотделанное и неоконченное
    «Две различные версии истории улья с лубочной крышкой» (1888?, 1900), стр. 321
    Воззвание (1897), стр. 325
    Корень зла (1898), стр. 329
    Обращение к китайскому народу (1900), стр. 339
    Конспект «Воспоминаний» (1902), стр. 343
    Воспоминания (1903—1906), стр. 345
    Вставки и замечания к рукописи «Биографии Л. Н. Толстого», составленной П. И. Бирюковым (1904), стр. 394
    Приложение. Записи П. И. Бирюкова со слов Толстого (1905), стр. 401
IV. Планы и варианты
    Живой труп, стр. 407
    После бала, стр. 484
    Рабство нашего времени, стр. 491
    Неужели это так надо?, стр. 503
    Предисловие к роману В. фон-Поленца «Крестьянин», стр. 520
Комментарии
    С. Д. Балухатый и B. C. Мишин
    «Живой труп»
        История писания и печатания, стр. 533
        Описание рукописей, стр. 543
    Б. М. Эйхенбаум
    «Разрушение ада и восстановление его»
        История писания и печатания, стр. 546
        Описание рукописей, стр. 548
    «После бала»
        История писания и печатания, стр. 550
        Описание рукописей, стр. 551
    «Три сказки»
            «Ассирийский царь Асархадон»
            «Труд, смерть и болезнь»
            «Три вопроса»
        История писания и печатания, стр. 554
        Описание рукописи, стр. 557
    «Это ты»
        История писания, стр. 561
    H. Н. Гусев
    «Предисловие к «The Anatomy of Misery» Джона Кенворти»
        История писания и печатания и описание рукописей, стр. 562
    Е. С. Серебровская
    «Рабство нашего времени»
        История писания и печатания и описание рукописей, стр. 563
        Примечания, стр. 567
    H. Н. Гусев
    «Не убий»
        История писания и печатания и описание рукописей, стр. 568
    H. Н. Гусев и E. С. Серебровская
    «Воззвание», «Корень зла», «Где выход?», «Неужели это так надо?»
        История писания и печатания и описание рукописей, стр. 569
    «Царю и его помощникам»
        История писания и печатания и описание рукописей, стр. 572
    «Ответ на определение Синода от 20—22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма»
        История писания и печатания и описание рукописей, стр. 575
    В. С. Мишин «Единственное средство»
        История писания и печатания и описание рукописей, стр. 578
    H. Н. Гусев и Е. С. Серебровская
    «Предисловие к роману В. фон-Поленца «Крестьянин»
        История писания, печатания и описание рукописей, стр. 580
    H. Н. Гусев
    «Предисловие к «Солдатской памятке» и «Офицерской памятке»
        История писания, печатания и описание рукописей, стр. 582
    «Солдатская памятка»
        История писания и печатания и описание рукописей, стр. 583
    «Офицерская памятка».
        История писания и печатания и описание рукописей, стр. 585
    «О веротерпимости»
        История писания и печатания и описание рукописей, стр. 586
    «К духовенству»
        История писания и печатания и описание рукописей, стр. 588
    Б. М. Эйхенбаум
    «Две различные версии истории улья с лубочной крышкой»
        История писания и печатания, стр. 590
        Описание рукописей, стр. 591
    Н. Н. Гусев
    «Обращение к китайскому народу»
        История писания и описание рукописей, стр. 592
    «Конспект «Воспоминаний»
        Примечания, стр. 594
    «Воспоминания»
        История писания и печатания, стр. 595
        Описание рукописей, стр. 603
    «Вставки и замечания к рукописи «Биография Л. Н. Толстого», составленной П. И. Бирюковым»
        Описание рукописей, стр. 605
    Указатель собственных имен, стр. 606

 

Скачать Лев Николаевич Толстой. Том 34. Произведения 1900-1903 гг. с Disk.yandex.ru

 

Фильм Живой труп (1968)

Живой труп 1 серия /2

Живой труп 2 серия /2

 

 Живой труп Л. Толстой театр им. Моссовета

 

 Аудиокнига. Л. Н. Толстой. Живой труп

 

 Аудиокнига. Л. Н. Толстой. После бала

 

 Аудиокнига. Л. Н. Толстой. Ассирийский царь Асархадон