Александр Дюма. Биография и библиография

Автор: andrey4444. Опубликовано в Биографии и библиографии

Биография
Александр Дюма

Страна: Франция
Родился: 24 июля 1802
Умер: 5 декабря 1870

Александр Дюма (фр. Alexandre Dumas) — выдающийся французский писатель, драматург и журналист. Один из самых читаемых французских авторов. Его книги переведены более чем на 100 языков. Работал во многих жанрах: пьесы, романы, статьи и книги о путешествиях. Его работы насчитывают 100 000 страниц. В 1847 году Дюма основал в Париже Исторический Театр. Дюма — автор двух самых известных романов французской литературы «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетёра» (оба написаны в 1844–1845).

Поскольку сын Дюма также носил имя Александр и также был писателем, для предотвращения путаницы при упоминании Дюма-старшего часто добавляют уточнение «-отец».

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Дюма считался квартероном, так как его бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити.

«Это не человек, а сила природы», — говорил о писателе историк Жюль Мишле, трудами которого Дюма восхищался. Мишле платил ему той же монетой. Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождал успех, долги и женщины. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя — сплошной роман, вроде тех, что писал он сам, история о великане-обжоре, торопившемся съесть все и сразу; жизнь, в которой сменяли друг друга работа, приключения, размышления, мечты, любовь ко всем женщинам и в то же время ни к одной (за исключением, конечно, его матери Марии-Луизы).

В 1806 году, когда умер отец писателя генерал Дюма, Александру было всего три с половиной года. Ребенок схватил ружье, сказав заплаканной вдове, что идет на небо, чтобы «убить Боженьку, который убил папу».

Образ отца был возведен в семье в культ: внебрачный ребенок, к тому же мулат, и такой свирепый, что немцы в Тироле в 1797 году прозвали генерала «черным дьяволом». Он обладал неимоверной силой: подвешенный к люстре, он мог подтянуть к себе лошадь, ставил в вертикальное положение сразу четыре ружья, вдев в дула пальцы. Сын небогатого маркиза Александра Антуана де Ла Пайетри и рабыни, «ветреной женщины», как говорили в Сан-Доминго (ныне Гаити), отец одарил Александра и гигантским ростом, и силой Геркулеса, и мужественной внешностью (у него было смуглое лицо и курчавая шевелюра): все это приводило женщин в экстаз, бесило соперников и выводило из себя критиков, не скупившихся на оскорбительные расистские выпады по его адресу. Бальзак, например, говорил: «Только не сравнивайте меня с этим негром!» Один из завсегдатаев литературного салона, дерзнувший пошутить на эту тему, получил от Дюма резкий ответ: «Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки вообще были обезьянами. Моя родословная начинается там, где ваша заканчивается».

Об обычном детстве, проведенном в местечке Виллер-Котре, где он жил со своей любимой матерью, но где ему уже не хватало простора, об учебе, весьма поверхностной из-за страстного увлечения театром, писатель поэтично рассказал в книге воспоминаний «Мои мемуары». В них сквозит ненасытная жажда жизни, неистовое стремление одержать верх над всем и вся. И вот в 20 лет он оказался в Париже! Этот неуч Александр, говорили о нем кумушки Виллер-Котре, уже служит писателем у герцога Орлеанского, то есть у будущего короля Луи-Филиппа. Александр был уверен: он завоюет Париж, Францию, Весь мир своим пером. Будущее показало его правоту.

После нескольких бесплодных попыток написать произведение для театра наконец пришел успех: на сцене была поставлена первая драма Дюма «Генрих III и его двор». Герцог Орлеанский лично способствовал успеху премьеры. ради привлечения на свою сторону романтической молодежи. Пьеса, правда, вызывала гнев сторонников классицизма, но годом позже Дюма вновь одержал победу во время легендарной битвы вокруг пьесы Виктора Гюго «Эрнани». Дюма активно поддержал своего друга, кричал в партере вместе с другими, участвовал в словесной перепалке, доходившей порой до рукопашной. Театр дал Дюма первый билет к славе. Бедный молодой человек, в 16 лет игравший Гамлета (некоего Дюси, а не Шекспира) на чердаке Виллер-Котре, сочиняя пьесу за пьесой, скоро начал завоевывать парижские салоны, великосветских дам и известных актрис. После драмы «Христина», он написал драмы «Антони», а затем «Ричард Дарлингтон»…

22 мая 1832 года в театре «Порт-Сен-Мартен» пьесу «Нельская башня» (не подписанную автором) встретили бурными аплодисментами. К этому времени за неполных 17 месяцев на сцене было поставлено семь пьес Александра Дюма: пять за его подписью и две без. И ему уже стало скучно. С театром у Дюма все происходило, как с женщинами: пылкая страсть вначале и безразличие потом, когда они сдались. Он был подобен охотнику, для которого главное — погоня. И Дюма отошел от театра, чтобы открыть для себя жанр повести и рассказа, а затем исторического романа. Один или с помощью «литературного негра» Огюста Макэ он создал «Трех мушкетеров», «Графа Монте-Кристо», «Королеву Марго», «Двадцать лет спустя», «Кавалеpa де ла Мэзон Руж», «Графиню де Монсоро», «Жозефа Бальзамо» и «Сорок пять» (эти восемь романов написаны меньше чем за четыре года, с 1844 по 1847-й).

Но не следует думать, будто он в то время только писал. В его жизни большое место занимали друзья — Виктор Гюго, Альфред де Виньи и герцог Фердинанд Орлеанский. К тому же еще женщины. Сколько внебрачных детей Дюма оставил повсюду, но признал лишь старшего, Александра, и то с семилетним опозданием. А, кроме того, еще путешествия, охота на косуль, сеансы спиритизма, интерес к недвижимости…

В июле 1830 года Дюма вместе с восставшими стрелял, воздвигал баррикады на улицах Парижа. Когда народ волнуется, писатель не может оставаться в стороне. Дюма был республиканцем, но это не мешало ему дружить с аристократами и восхищаться империей, сочувствовать представителям младшей (Орлеанской) ветви династии Бурбонов, и, как и Виктор Гюго, встать на сторону Луи Наполеона Бонапарта в 1858 году, а затем не отойти от него, предвидя революцию. Он симпатизировал Трем Славным революциям. Правда, в 1848 году писатель выдвигал на парламентских выборах свою кандидатуру от лагеря умеренных, но не прошел.

Известно, во что обошлась ему эта свобода, которой он пользовался с безумной смелостью.

Жорд Санд назвала Александра Дюма «гением жизни». К этой прекрасной характеристике вполне можно было бы прибавить слова «… и любви».

Дюма мог иметь одновременно сразу нескольких любовниц, правда, он не требовал постоянства и от своих женщин. Однажды с ним произошел курьезный случай, который на следующий день обсуждал весь Париж.

Автор «Трех мушкетеров» жил на улице Риволи с Идой Феррье, актрисой, весьма легкомысленной особой, на которой он только что женился. Она занимала квартиру на втором этаже, а он — три комнаты на пятом этаже.

В один из вечеров писатель отправился на бал в Тюильри. Не прошло и часа, как он вернулся весь в грязи, прошел в квартиру своей жены и с ругательствами ворвался в спальню Иды. Оказалось, он поскользнулся и упал в грязь, настроение его было безнадежно испорчено, и он отказался от увеселения. Он взял бумагу, чернила и перо и углубился в работу.

Через полчаса дверь, ведущая в туалетную комнату, с шумом распахнулась, на пороге появился Роже де Бовуар, почти совсем голый, и сказал: «С меня хватит, я совершенно продрог!»

Изумленный Дюма, вскочив, с яростной бранью набросился на любовника своей жены. Как человек, привыкший писать для театра, он обрушил на его голову гневную тираду, которой сам остался очень доволен. Наконец писатель решил сменить гнев на милость: «Я не могу выгнать вас на улицу в такую непогоду. Садитесь поближе к огню. Вы переночуете в этом кресле». И он снова уткнулся в свои бумаги.

В полночь он лег рядом с Идой и задул свечу. Через некоторое время огонь в камине потух, и он услышал, как у Роже де Бовуара стучат зубы от холода. Дюма бросил ему одеяло.

Но это не помогло, неудачливый любовник пытался поворошить угли в камине. Тогда писатель разрешил ему лечь в постель. Бовуар не заставил себя ждать и устроился между Идой и Александром.

Утром Дюма взял руку Роже, опустил ее на интимное место супруги и торжественно провозгласил: «Роже, примиримся, как древние римляне, на публичном месте».

Дюма часто дарил своим любовницам непристойные эпиграммы и стихи собственного сочинения. Если дама обижалась, он успокаивал ее тем, что «все, что вышло из-под пера папаши Дюма, когда-нибудь будет стоить очень дорого».

Когда Дюма-отца навещал подросший Дюма-сын, что бывало не так уж и часто, в доме поднимался переполох, отец метался по комнатам, пытаясь спрятать в чуланах и комнатах для слуг многочисленных полуодетых женщин.

Вскоре между отцом и сыном возникло полное взаимопонимание. Насколько они сблизились, показывает беседа, которую случайно услышал один из общих знакомых. «Послушай-ка, отец, — сказал Дюма-младший, — но это уже просто скучно. Ты всегда даешь мне своих прежних любовниц, с которыми я должен спать, и свои новые туфли, которые я должен разнашивать».

«Так на что же ты жалуешься? — воскликнул удивленный отец. — Это же огромная честь. Это лишний раз доказывает, что у тебя большой фаллос и маленькая нога!»

Говоря о Дюма, трудно обойтись без цифр. Дотошные биографы подсчитали, будто у творца «Трех мушкетеров» было 500 любовниц; это впечатляет, но меньше количества созданных им произведений, которых всего 647. В Париже ходили легенды о бурном темпераменте Дюма; «Поговаривают о моих «африканских страстях», — признавался он. Создатель бессмертного гасконца даже бравировал своей любвеобильностью: «Много любовниц я завожу из человеколюбия; если бы у меня была одна любовница, то она умерла бы через неделю».

Славы Александр Дюма — до кончика ногтей человек театра — прежде всего добился как драматург. Если верна старинная метафора, что мир — театр, то для Дюма на его подмостках всегда разыгрывалась увлекательная, вечно новая драма — драма любви. В любви и литературе он не изменял завету Вольтера: «Все жанры хороши, кроме скучного». Среди множества пережитых писателем сердечных авантюр были трагедии и комедии, романтические мелодрамы и легкие веселые водевили. Поэтому большинство героинь его любовных романов — актрисы. В бесконечной пьесе о любви, в которой для него самым важным была захватывающая интрига страсти, Александр Дюма сумел сыграть все роли — от пылкого первого любовника до обманутого мужа.

Знаменитая актриса эпохи романтизма Мари Дорваль, подруга Дюма, удивлялась: «Ну где же ты так хорошо узнал женщин?» Теперь можно ответить на ее вопрос: он постиг их в жизни своим гением. Дюма понимал душу женщин, а самое главное — он их любил и всегда был благодарен им за любовь. Этот страстный донжуан имел доброе сердце, что чувствовали и ценили все его возлюбленные. Одна из них, Мелани Вальдор, после смерти Александра Дюма писала его сыну: «Если существовал мужчина, который был неизменно добр и великодушен, то это, конечно, твой отец».

… Приехав в 1823 году из своего родного городка Виллер-Котре в Париж, молодой Дюма поселился в доме на площади Итальянцев. Его соседкой оказалась добрая, милая и кроткая женщина — портниха Лор Лабе, которая была старше Александра на восемь лет. Мари-Катрин-Лор Лабе родилась в 1749 году в Бельгии, но родители ее были французами. До приезда в Париж она жила в Руане, где вышла замуж, но быстро разошлась с мужем, который был сумасшедшим. По свидетельству одного мемуариста, «Мари не была красавицей, но в ее лице сквозила какая-то прелесть, которая нравилась». Прелесть эта не ускользнула от пылкого провинциала, сумевшего быстро покорить сердце своей соседки. 27 июля 1824 года Лор Лабе подарила Александру Дюма сына Александра, который остался в истории литературы как автор романа «Дама с камелиями». Дюма-отец признал ребенка в 1831 году, но с матерью не поддерживал почти никаких отношений. Правда, в 1832 году он помог Лор Лабе открыть так называемый «кабинет для чтения» (на них в разгар романтизма была мода).

26 мая 1864 года Лор Лабе и Александр Дюма встретились в мэрии на бракосочетании их сына с княгиней Надеждой Нарышкиной. У Дюма-сына возникла мысль поженить престарелых родителей, но успеха он так и не добился. Мари-Катрин-Лор Лабе скончалась в Париже 22 октября 1868 года. 3 июня 1827 года в салоне ученого и литератора Матье Вильнава. Дюма познакомился с его дочерью Мелани Вальдор.

Судьба и личность Мелани романтичны. Она родилась в Нанте 28 июня 1796 года, ее детство прошло в поэтичном поместье отца в Вандее. В феврале 1818 года внезапно умерла лучшая подруга Мелани, в брата которой она была безответно влюблена. От отчаяния она вышла замуж за лейтенанта Франсуа-Жозефа Вальдора, служившего в Нантском гарнизоне, у них родилась дочь. Но супруги не жили вместе; мужа служба бросала из гарнизона в гарнизон, а жена стала хозяйкой парижского литературного салона отца.

Дюма, с бешеной энергией покорившей Париж, заодно покорил, но гораздо быстрее, за сто с небольшим дней, и 30-летнюю поэтессу, замужнюю даму с доселе безупречной репутацией. Известна даже дата, когда свершилось это: 23 сентября 1827 года; десятью днями раньше произошло бурное объяснение в любви — обе эти даты должны были быть высечены, согласно ее завещанию, на белом могильном мраморе.

Мелани — натура страстная, безумно ревнивая, романтичная — мечтала стать музой-вдохновительницей молодого таланта. Она поняла, что Дюма ждет великое будущее, и поощряла его стремление всерьез отдаться театру и поэзии. Мелани была очень талантливой женщиной и сама писала стихи, которые ее возлюбленный печатал в издаваемом им журнале «Психея».

Роман Мелани и Александра был бурным, грозовым и пылким; Мелани терзала ревность, потому что ее кумир не пропускал ни одной хорошенькой актрисы, которые оказались не способны «сопротивляться такой огромной любви». Одной из них была величайшая трагическая актриса Мари Дорваль, другой — актриса Белль Крельсамер. Последняя родила ему дочь.

Мечтала о ребенке от Александра и Мелани. У замужней женщины и вольнолюбивого Александра это стремление обзавестись совместным младенцем носило кодовое название «вырастить герань». Но случилась беда: герань сломалась. В 1830 году у нее случился выкидыш.

Несчастная женщина слегла от потрясения. Дюма успокаивал подругу: «Не терзайся из-за сломанной герани… Наши бурные объяснения привели к этому преступлению — потому что это было преступление».

В начале 1831 года произошел мучительный разрыв. Мелани угрожала покончить жизнь самоубийством (тогда и появилось завещание), писала своему любовнику умоляющие письма («О, как ты жесток! Какой позор моя любовь к тебе и как я презираю себя!», «И вдали от тебя я думаю только о тебе»), однако Дюма остался непреклонным.

Писатель обессмертил Мелани Вальдор в своей самой прославленной драме «Антони», премьера которой состоялась 3 мая 1831 года. Автор пригласил на премьеру отвергнутую им возлюбленную. Герой драмы «Антони» в финале убивает замужнюю Адель, которую любит. Мужу жертвы он бросает самую знаменитую фразу французского театра XIX века: «Она не уступала мне, я убил ее!»

Дюма признавался, что перенес на сцену свой бурный роман с Мелани. «Антони» — это пятиактная любовная сцена ревности и ярости. Антони — это я, но без убийства. Адель — это она…» — писал он.

Безутешная Мелани Вальдор после разрыва с Дюма вела светскую и литературную жизнь. Она писала стихи и романы, в 1841 году была поставлена ее пьеса «Школа девушек», где в одном из героев легко угадывается Дюма. Она была принята в салоне Виктора Гюго, переписывалась с Готье, Сент-Бевом и Флобером.

Ярая бонапартистка, Мелани Вальдор восторженно приветствовала государственный переворот Наполеона III, который произошел 2 декабря 1851 года. Она много писала в газетах под псевдонимом Синий Чулок; ее панегирики новому режиму обратили на себя внимание императора, который назначил ей пенсию 6000 франков.

Мелани Вальдор ненамного пережила Дюма. Она умерла весной 1871 года. После смерти автора «Антони» она писала Дюма-сыну: «Я никогда не забуду твоего отца».

30 марта 1830 года состоялась премьера пьесы Александра Дюма «Христина, или Стокгольм, Фонтенбло и Рим». На следующий день Дюма шел по площади Одеон. Неожиданно рядом с ним остановился фиакр, дверца распахнулась, и его окликнула незнакомая женщина: «Так это вы и есть месье Дюма?» — «Да, мадам». — «Прекрасно. Садитесь ко мне и поцелуйте меня… Ах, какой же вы талантливый и как хорошо вам удаются женские образы!»

Этой восторженной поклонницей молодого драматурга оказалась прославленная актриса французского театра эпохи романтизма Мари Дорваль.

Мари Дорваль (настоящая фамилия Делоне) родилась в 1798 году. Внебрачная дочь бродячих комедиантов, она в пятнадцать лет вышла замуж за актера Дорваля, который вскоре умер. Другой актер, Шарль Потье, привез Мари в Париж и устроил ее в театр «Порт-Сен-Мартен». Именно здесь, в 1823 году, юный Дюма впервые увидел на сцене Мари: она играла в мелодраме Шарля Нодье «Вампир».

Мари Дорваль исполняла роль Адели в шедевре Дюма «Антони». Актриса вознаградила автора за мастерство в изображении женских характеров и стала его любовницей в конце 1833 года. Мари в шутку называла Александра Дюма «мой добрый пес». «Это была дружеская, я бы даже сказал, любовная кличка, которую мне дала Дорваль, — писал он в «Мемуарах». — «И добрый пес» остался ей предан до конца».

Связь их продолжалась недолго. Мари решила не огорчать изменой влюбленного в нее поэта Альфреда де Виньи, а Дюма — Иду Феррье.

20 мая 1849 года умирающая, впавшая в бедность Мари Дорваль призвала к себе Дюма и умоляла его не допустить, чтобы ее схоронили в общей могиле. Дюма исполнил последнюю волю актрисы (Дорваль желала быть похороненной рядом со своим внуком Жоржем), для чего продал свои ордена. В 1855 году Александр Дюма написал книжку «Последний год Мари Дорваль» (посвящена Жорж Санд): на вырученные деньги он купил в вечное владение участок на кладбище и воздвиг своей подруге надгробие.

В 1839 году Александру Дюма было тридцать семь лет; он уже десять лет был парижская знаменитость, но до «Трех мушкетеров» оставалось еще пять лет. Семь лет Дюма жил с актрисой Идой Феррье. В том же 1839 году писатель имел неосторожность познакомить на балу свою любовницу с герцогом Орлеанским, сыном короля Луи-Филиппа. «Разумеется, мой дорогой Дюма, представить мне вы могли только вашу жену», — любезно заметил герцог. Дюма понял прозрачный намек и решил … жениться. Подписание брачного контракта состоялось 1 февраля 1840 года; свидетелями со стороны жениха были сам великий Шатобриан и член Французской академии Вальмен. Этот странный брак изумил весь Париж, который знал, что у Дюма есть сын и дочь от разных женщин, а кроме того — бесчисленные любовницы. По другой версии, единственная официальная женитьба Александра была результатом шантажа. Ида Феррье, актриса, попросила сообщника скупить все долговые расписки начинающего писателя и великодушно предоставила ему выбор: жениться на ней или угодить в тюрьму за неуплату долгов.

Маргарита Жозефина Ферран (по сцене — Ида Феррье) родилась в Нанси 31 мая 1811 года. Когда ей было семнадцать лет, отец умер, оставив семью в тяжелом положении. Девушка, получившая хорошее образование и усвоившая азы драматического искусства в маленьком театре при пансионе в Страсбурге, решила «завоевать Париж», куда и переехала к своему брату, который контролировал маленькие театрики в столичных пригородах. Под псевдонимом Ида она дебютировала в театре Бельвиля, получая 50 франков в месяц. Ида быстро нашла себе богатого покровителя Жака Доманжа, который именовал себя ее опекуном; он снял ей квартиру в Париже и устроил в театр «Нувоте».

Впервые Дюма увидел Иду в декабре 1831 года: юная актриса репетировала в его пьесе «Тереза». Тогда Ида была пухленькой блондинкой с ослепительно белой кожей и голубыми глазами. Только к сорока годам она, по словам одной мемуаристки, «стала толстой, как гиппопотам». 6 февраля 1832 года с большим успехом прошла премьера; Ида, бросившись в объятия Дюма, воскликнула: «Я просто не знаю, как вас благодарить!» Прославленный драматург — у него тогда была связь с актрисой Бель Крельсанер, которая родила ему дочь Марию-Александрину, — не отказался вкусить прелестей дебютантки.

Несколько лет Ида потратила на то, чтобы завоевать своего ветреного любовника. В 1836 году она окончательно поселилась у Дюма. Ида очень любила дочь Дюма, но терпеть не могла Дюма-сына.

Мемуаристы рисовали малопривлекательный портрет единственной законной жены Дюма. «На земле Ида любила только себя и больше никого», — писала графиня Даш. Ида — женщина страстная, но расчетливая — была особой капризной и ревнивой. Она беспрестанно устраивала Дюма сцены и ссоры. Занималась она главным образом своими туалетами и посвящала все время заботе о собственной красоте. Актерский ее талант был невелик, и в 1839 году она оставила сцену.

Мадам Дюма недолго была верна своему знаменитому супругу. В 1841 году она встретила знатного сицилийского вельможу, князя Виллафранка, и стала его любовницей. В октябре 1844 года Александр Дюма и Ида Феррье расстались. Умерла Ида Феррье сорока восьми лет от роду в Генуе, унеся с собой в могилу, говоря словами князя, «половину его души». Но Александр Дюма навсегда вычеркнул ее из своего сердца.

Незабываемой для Дюма стала встреча с итальянской актрисой Фанни Гордоза. Первый муж Фанни так устал от ее сексуального аппетита, что заставлял ее носить обвязанное вокруг талии мокрое холодное полотенце, чтобы хоть как-то охладить жар любовный. Дюма же не испугался страстной актрисы, и полотенце ей завязывать больше не приходилось. Дюма, впрочем, вскоре выставил Фанни из дому: она, связавшись с учителем музыки, тем не менее ревновала его к другим женщинам.

Дюма объехал Италию, сопровождаемый Эмилией Кордье, которую он называл «мой адмирал». Днем она одевалась и выдавала себя за мальчика. Впрочем, об этом маскараде все знали. Вскоре «мальчик» оказался беременным. У «адмирала» в положенный срок родилась дочь Микаэлла, которую Дюма нежно любил. К большому огорчению, Эмилия не позволила Дюма официально объявить о своем отцовстве.

Затем Дюма развлекался со знаменитой танцовщицей Лолой Монтес, чьи выступления шокировали женщин и восхищали мужчин. Лола добавила Дюма к длинной череде своих знаменитых любовников, проведя с ним лишь две ночи. Сделала она это, впрочем, с необыкновенным изяществом.

Летом 1866 года весь Лондон сходил с ума от американской актрисы-наездницы Ады Менкен, которая играла в цирковой драме «Мазепа», созданной по мотивам поэмы Байрона. Затянутая в трико телесного цвета, Ада, привязанная к лошади, галопом проносилась по арене: это тогда именовалось «эротико-конными трюками».

Из Лондона она приехала в Париж и покорила французскую столицу, играя те же трюки в пьесе «Пираты саванны». Когда Дюма пришел в артистическую выразить восхищение отважной актрисе. Ада Менкен бросилась на шею к старому писателю. Дюма ввел ее в мир литературной и светской богемы Парижа, обещал написать ей пьесу по роману Вальтера Скотта «Монастырь», возил на ужины в Буживаль. И стареющая знаменитость Александр Дюма согласился сфотографироваться с Адой Менкен в весьма фривольной позе. Эти снимки сделал фотограф Лебьер, которому Дюма был должен. Предприимчивый мастер художественной фотографии, стремясь вернуть свои деньги, пустил в продажу эти открытки, которые были выставлены во всех парижских витринах. Это фото привело в восторг юного Поля Верлена, который написал стихотворение, где есть такие строчки: «Дядя Том с мисс Адой — зрелище, о котором можно лишь мечтать».

Но дочь Дюма, Мария, была другого мнения: она делала все возможное, чтобы изъять открытки из продажи. Александр Дюма судился с Лебьером, и наконец 24 мая 1867 года фотографии из продажи исчезли.

Со своей стороны Дюма-сын заклинал отца не афишировать скандальную связь с эксцентричной американкой, которая уже успела четырежды побывать замужем. Но Дюма не внял благоразумию. В июле 1868 года он снова встречался в Гавре с Адой, которая возвращалась из гастролей в Англии.

Судьба Ады Менкен оказалась трагичной. Она внезапно заболела и 10 августа 1868 года умерла от острого перитонита. На кладбище Пер-Лашез ее провожали горничная, несколько актеров и … любимая лошадь.

В сохранившемся письме Дюма к Аде Менкен автор «Графа де Монте-Кристо» писал: «Если верно, что у меня есть талант — то верно, что у меня есть любовь, и они — принадлежат тебе».

В 1870 году Александр Дюма вновь, в двадцатый раз в жизни, разорился. «Мне делают упреки в том, что я был расточителен, — говорил Дюма перед смертью своему сыну. — Я приехал в Париж с двадцатью франками в кармане. — И, указывая взглядом на свой последний золотой на камине, закончил: — И вот, я сохранил их… Смотри!»

Через несколько дней, 6 декабря, его не стало. Писатель прожил бурную жизнь. Наслаждался и работал, жил на широкую ногу и трудился не покладая рук. Натуры заурядные вынуждены выбирать, чем довольствоваться. Он же брал от жизни все.

Любители видео могут посмотреть небольшой фильм о жизни и творчестве Александра Дюма с Youtube.com:

 

Библиография

Историко-приключенческие романы и повести

«Граф Монте-Кристо» (Le comte de Monte Cristo; 1844–1845; роман)

Циклы

Трилогия о мушкетерах (La Trilogie des Mousquetaires)

«Три мушкетера» (Les Trois Mousquetaires; 1844; роман)
«Двадцать лет спустя» (Vingt ans après; 1845; роман)
«Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (Le Vicomte de Bragelonne, ou Dix ans plus tard; 1847; роман)

Трилогия о Генрихе Наваррском (Трилогия о Валуа) (La Trilogie des Valois)

«Королева Марго» (La Reine Margot; 1845; роман)
«Графиня де Монсоро» (La Dame de Monsoreau; 1846; роман)
«Сорок пять» (Les Quarante-Cinq; 1847; роман)

Время Регентства (Régence)

«Шевалье д’Арманталь» (Le Chevalier d’Harmental; 1842; роман)
«Дочь Регента» (Une fille du régent; 1845; роман)

Записки врача (Mémoires d’un médecin)

«Жозеф Бальзамо (Записки врача)» (Joseph Balsamo; 1846–1848; роман)
«Ожерелье королевы» (Le Collier de la Reine; 1849–1850; роман)
«Анж Питу» (Ange Pitou; 1851; роман)
«Графиня де Шарни» (La Comtesse de Charny; 1853–1855; роман)

XVI век

«Асканио» (Ascanio ou l’Orfèvre du roi; 1843; роман)
«Две Дианы» («Les Deux Diane; 1846; роман)
«Предсказание» (L’Horoscope; примерно 1858 или 1854; роман)

Соратники Иегу (Les Compagnons de Jéhu)

«Соратники Иегу (Тайный заговор)» (Les Compagnons de Jéhu; 1856; роман)
«Белые и синие» (Les Blancs et les Bleus; 1867; роман)
«Шевалье де Сент-Эрмин» (Le Chevalier de Sainte-Hermine; 1869)

Революция

«Волонтер девяносто второго года» (René d’Argonne, René Besson: un témoin de la Révolution (Le Volontaire de '92)) (1862; роман)
«Волчицы из Машкуля» (Les Louve de Machecouls; 1858; роман)
«Красная роза» (1831; повесть)

Сотворение и искупление (Creation et Redemption)

«Таинственный доктор» («Le docteur mystérieux») (1869)
«Дочь маркиза» («La fille du marquis») (1869)

Наполеоновская эра

«Капитан Ришар» (Le Capitaine Richard; 1854; роман)

Царствования Филиппа VI и Эдуард III Английского (Règnes de Philippe VI et d'Édouard III d’Angleterre)

«Графиня Салисбюри (Графиня Солсбери)» (La Comtesse de Salisbury; 1839; роман)
«Эдуард III» (Édouard III; 1836; роман)

Дилогия о Неаполитанской революции 1798–1800 гг.

«Луиза Сан-Феличе» (La San-Felice; 1864; роман-эпопея)
«Эмма Лионна» (Emma Lyonna; 1864; роман)

Савойский дом (La Maison de Savoie)

«Паж герцога Савойского» (Le page du duc de Savoie; 1852; роман)
«Царица Сладострастия» (La Dame de Volupté; 1855; роман)
«Две королевы» (Les Deux Reines; 1864; роман)
«Виктор Амадей III» (De Victor Amédée III à Charles Albert; 1856; роман)

Парижские могикане (Les Mohicans de Paris) роман-эпопея

«Могикане Парижа» (Les Mohicans de Paris; 1854–1855; роман)
«Сальватор» (Salvator; 1859; роман)

Исаак Лакедем (Isaac Laquedem) роман-эпопея

«Исаак Лакедем» (Isaac Laquedem; 1852; роман) — неокончен
«Актея» (Acté; 1837; роман)

Сир де Жиак (Le Sire de Gyac)

«Пьер де Жиак» (Le Sire de Gyac; рассказ)
«Правая рука кавалера де Жиака» (La Main droite du Sire de Giac: 1425–1426; 1836; рассказ)

Робин Гуд (Robin Hood)

«Робин Гуд — Король разбойников (Принц отверженных)» (Le Prince des voleurs; 1863; роман)
«Робин Гуд в изгнании» (Robin Hood le proscrit; 1863; роман)

О Средневековье

«Изабелла Баварская» (Chroniques de France: Isabel de Bavière; 1835; роман)
«Приключения Лидерика» (Aventures de Lydéric, grand-forestier de Flandre; 1841; роман)
«Бастард де Молеон» (Le Bâtard de Mauléon; 1846; роман)

О современности автора

«Амори» (Amaury; 1843; роман)
«Габриель Ламбер» (Gabriel Lambert; 1844; повесть)
«Любовное приключение» (Une Aventure d’amour: un voyage en Italie; 1859; повесть)
«Приключения Джона Дэвиса» (Aventures de John Davys; 1840; роман)
«Катрин Блюм» (Catherine Blum; 1853; роман)
«Учитель фехтования» (Memoires d’un maitre d’armes; 1840; роман)
«Госпожа де Шамбле (Мадам де Шамбле)» (Madame Chamblay, ou Ainsi soit-il!; 1859; роман)
«Жорж» (Georges; 1843; роман)
«Прусский террор» (La Terreur prussienne, souvenirs dramatiques; 1868; роман)
«Сын каторжника (Господин Кумб)» (Le Fils du forçat, ou Monsieur Coumbes, ou Histoire d’un cabanon et d’un chalet; 1859; роман)

Исторические хроники

«Галлия и Франция» (Gaule et France) (1833) очерк
«Жанна д' Арк (Жанна девственница)» (Jeanne la pucelle, 1429–1431) (1843) очерк
«Карл Смелый» (Charles le Téméraire) (1857) очерк
«Дорога в Варенн» (La Route de Varennes) (1860) очерк
«Драма 93-го года» очерк
«Наполеон (Бонапарт)» (Napoléon) (1840) очерк
«Последний король французов» очерк
«Цезарь» очерк
«Медичи» (Les Médicis) (1845) очерк
«Стюарты» (Les Stuarts) (1840) очерк
«Гарибальдийцы» (Mémoires de Garibaldi) (1862) очерк
«Регенство» очерк

Великие люди в домашнем халате

«Генрих IV» (Henri IV) (1855) очерк
«Людовик XIII и Ришелье» (Louis XIII et Richelieu) (1856) очерк
«Людовик XIV и его век» (Louis XIV et son siècle) (1844) очерк
«Людовик XV и его двор» (Louis XV et sa cour) (1849) очерк
«Людовик XVI и революция» очерк

Преступление и наказание

«Адская бездна» («Le trou de l’enfer») роман
«Бог располагает» («Dieu dispose») роман

Прочее

«Ашборнский пастор» (Le Pasteur d’Ashbourn) (1853) роман
«Блэк (Блек)» (Black) (1858) роман
«Воды Экса» (Les Eaux d’Aix) (1833) повесть
«Голубка» (La Colombe, 1850) повесть
«Женитьбы папаши Олифуса» (Les Mariages du Père Olifus) (1849) роман
«Женская война» «La Guerre des femmes» (1845) роман
«Жиль Блас в Калифорнии» (Un Gil Blas en Californie (Californie: Un an sur les bords du San Joaquin et du Sacramento)) (1852) повесть
«Замок Эпштейнов (Альбина)» «Le Château d’Eppstein» (1843) роман
«Инженю» «Ingénue» (1853) роман
«Исповедь маркизы» «Les Confession de la marquise» (1857) роман
«Исповедь фаворитки» (Souvenirs d’une favorite (Confessions d’une favorite; Les Amours de Lady Hamilton)) (1848) роман
«История моих животных» (Histoire de mes bêtes) (1865)
«Капитан Памфил» (Le Capitaine Pamphile) (1838) повесть
«Капитан Поль» (Le Capitaine Paul) (1838) роман
«Княгиня Монако» (Vie et Aventures de la princesse de Monaco) (1854) роман
«Консьянс блаженный» (Conscience l’innocent (Dieu et Diable; Le bien et le mal)) (1852) роман
«Корсиканские братья (Корсиканское семейство)» (Les Frères corses) (1845) повесть
«Красный сфинкс» (Le Comte de Moret (Le Sphinx Rouge)) (1865) роман
«Мадам Лафарг» (Madame Lafarge)
«Маркиза д’Эскоман» (La Marquise d’Escoman) (1860) роман
«Метр Адам из Калабрии» (Maître Adam le calabrais) (1840) повесть
«Монсеньер Гастон Феб» (Monseigneur Gaston Phoebus. Chronique dans laquelle est racontee l’histoire du demon familier du Sire de Corasse) повесть
«Ночь во Флоренции» (Une nuit à Florence sous Alexandre de Médicis) (1861) повесть
«Огненный остров» (L'Île de feu (Le Médecin de Java)) (1859) роман
«Олимпия Клевская» (Olympe de Clèves) (1851) роман
«Отон-лучник» (Othon, l’archer) (1840) повесть
«Охотник на водоплавающую дичь» (Le chasseur de sauva-gine)(1858) повесть
«Папаша Горемыка» (1860)
«Парижане и провинциалы» (Parisiens et provinciaux) (1866) роман
«Паскаль Бруно» (Pascal Bruno) (1837) повесть
«Пират» (1856)
«Полина» (La Salle d’armes / Pauline, 1838) повесть
«Предводитель волков» (Le Meneur de loups) (1857) роман
«Приглашение к вальсу» (L’Invitation à la valse) (1857)
«Роман о Виолетте» (Le Roman de Violette) (1870) повесть
«Сальтеадор» (El Salteador) (1854) роман
«Сесиль (Подвенечное платье)» «Cécile ou la Robe de noces» (1844) повесть
«Сильвандир» «Sylvandire» (1843) роман
«Фернанда» «Fernande» (1844) роман
«Чёрный тюльпан» «La tulipe noire» (1850) роман
«Шевалье де Мезон-Руж (Кавалер Красного замка)» (Le Chevalier de Maison-Rouge) (1845) роман
«Яков Безухий»
«Яд ревности» повесть

Сборники

«Знаменитые преступления» (Les Crimes célèbres, 1839–1856)

«Ванинка» (Vaninka) повесть
«Иоанна Неаполитанская» или «Жанна Неаполитанская» (Jeanne de Naples) повесть
«Семейство Ченчи» (Les Cenci) (1839) повесть
«Карл Людвиг Занд» (Karl Ludwig Sand) (1839) повесть
«Мюрат» (Murat) (1838) рассказ
«Мария Стюарт» (Marie Stuart) повесть
«Семейство Борджа» (Les Borgia) повесть
«Железная маска» (L’homme au masque de fer) (1841) повесть
«Дёрю» (Derues) повесть
«Маркиза де Бренвилье» (La marquise de Brinvilliers) (1839) повесть
«Маркиза де Ганж» (La marquise de Ganges) повесть
«Юрбен Грандье» (Urbain Grandier) повесть
«Кровопролитие на юге» (Massacres du Midi) повесть
«Графиня де Сен-Жеран» (La comtesse de Saint-Géran) повесть
«Низида» (Nisida) повесть
«Мартен Герр» (Martin Guerre) повесть
«Али-паша» (Ali Pacha) (1841) повесть
«Вдова Константен» (La Constantin) (1841) повесть

«Тысяча и один призрак» (Les Mille et Un Fantômes)

«День в Фонтене-о-Роз (Тысяча и один призрак)» (Les Mille-et-un fantômes: Une Journeé à Fontenay-aux-Roses) (1849) роман
«Джентльмены Сьерры-Морены и чудесная история дона Бернардо де Суньиги (Дон Бернардо де Суньига)» (Les Gentilshommes de la Sierra-Morena) (1849) повесть
«Женщина с бархаткой на шее (Мертвая голова)» (La Femme au collier de velours) (1850) роман
«Завещание господина де Шовелена» (Le Testament de Monsieur Chauvelin) (1849) повесть
«Обед у Россини, или два студента из Болоньи» (Un Dîner chez Rossini (Les deux étudiants de Bologne) (1849) рассказ

«Драмы на море» (Les Drames de la mer)

«Бонтеку» (Bontekoe) (1852) рассказ
«Приключения капитана Мариона» (Le Capitaine Marion) (1852) рассказ
«Кент» (Le Kent) (1852) рассказ
«Юнона» (La Junon) (1852) рассказ

«Записки полицейского (Записки полицейского, или Девять уголовных следствий)» (Stories of a Detective) (1859)

«Жестокосердный Джексон» рассказ
«Мономания» рассказ
«X, Y, Z» рассказ
«Двойняшки» рассказ
«Невинно осужденный» рассказ
«Вдова» рассказ
«Мэри Кингсфорд» рассказ
«Ловкие мошенники» рассказ
«Ловля» рассказ

«Воспоминания Антони» (Souvenirs d’Antony) (1835–1844)

«Керубино и Челестини (Калабрийские бандиты)» (Cherubino et Celestini) (1833) повесть
«Кучер кабриолета» (Le Cocher de Cabriolet) (1835) рассказ
«Красная роза (Невеста республиканца)» (La Rose Rouge) (1835) повесть
«Бал-маскарад (Маскарад)» (Un Bal masqué) (1835) рассказ
«Жак I и Жак II. Фрагменты истории» (Jacques I et Jacques II. Fragmens Historiques) (1835) повесть
«Бернар» (Bernard) (1844) рассказ
«Кюре Шамбар» (Le Curé de Chambard) (1844) рассказ

«Пракседа» (Praxède) (1841)

«Пракседа» (Praxède) (1841) рассказ
«Педро Жестокий» (Pierre le Cruel) (1841) рассказ
«Дон Мартин ди Фрейташ (Верность до гроба)» (Don Martin de Freytas) (1839) повесть

«Современные новеллы» (Nouvelles contemporaines) (1826)

Лоретта, или Свидание (Laurette (Le Rendez-vous)) (1826) рассказ
Бланш де Больё, или Вандейка (Blanche de Beaulieu, ou La Vendéene) (1826) рассказ
Мари (Marie) (1826) рассказ

Рассказы, не вошедшие в циклы или в сборники

«Елена» рассказ
«Карл Великий» (Chronique de Charlemagne) (1842) рассказ
«Пипин Короткий» (Chronique de Roi Pépin) (1842) рассказ
Невероятная история (Histoire d’un mort racontée par lui-même (Invraisemblance)) (1844) рассказ
Ловля сетями (La Pêche aux filets) (1845) рассказ
Эрминия (Амазонка) (Herminie (Une Amazone)) (1845) рассказ
Шкаф красного дерева (L’armoire d’acajou) (1868) рассказ
Самоотверженность бедняков (Le Dévouement des pauvres. Petite histoire en quatre ou cinq chapitres) (1868) очерк

Путевые впечатления

«Путевые впечатления (Швейцария)» (1832)
«15 дней на Синае (Путешествие в Египет)» очерк
««Быстрый», или Танжер, Алжир и Тунис» (Le Veloce ou Tanger, Alger et Tunis) (1851) очерк
«Валахия» очерк
«Вила Пальмьери» (La Villa Palmieri) (1843) очерк
«В России (Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию)» (De Paris à Astrakan: Nouvelles impressions de voyage) (1862) очерк
«Письма из Санкт-Петербурга» (Lettres sur le servage en Russie) (1859) очерк
«В Швейцарии» (Impressions de voyage: Suisse) (1851) очерк
«Год во Флоренции» (Souvenirs de voyage: Une année à Florence) (1841) очерк
«Из Парижа в Кадис» (Impressions de voyage: De Paris à Cadix) (1847) очерк
«Кавказ» (Le Caucase: Impressions de voyage; suite de En Russie) (1859) очерк
«Капитан Арена» (Le Capitaine Arena) (1842) очерк
«Корриколо» (Le Corricolo) (1842) очерк
«Прогулки по берегам Рейна» (Excursions sur les bords du Rhin) (1841) очерк
«Сперонара» (Le Speronare) (1842) очерк
«Счастливая Аравия» (1857) очерк
«Юг Франции» (Nouvelles Impressions de voyage (Midi de la France)) (1841) очерк

Автобиографическая проза

Вандейские записки (1830)
Мои мемуары
Новые мемуары
Театральные воспоминания
«Жизнь артиста (Скитания и приключения одного актера)» (Une vie d’artiste (1854) роман
«Мертвые обгоняют нас» (Les morts vont vite) (1861)

Очерки

Беседы
«Итальянцы и фламандцы (История живописи)» очерк
«Девочки, содержанки и куртизанки (Проститутки, лоретки, куртизанки)» (Filles, Lorettes et Courtisanes, 1843) очерк
«Папа перед Евангелиями» очерк
«Последний год Мари Дорваль» (1849)
«О происхождении разбоя…» (1862)

Сказки

Сборник «Папаша Жигонь (Сказки папаши Клуши)» (Le Père Gigogne) (1845–1860)

«Заяц моего деда» (Le Lièvre de mon grand-père) (1856) повесть
«Русалочка (Сиреночка)» (La Petite Sirène) (1859) сказка
«Кегельный король» (Le Roi des quilles) (1859) сказка
«Пьер и гусыня» (Pierre et son oie) (1860) сказка
«Белоснежка» (Blanche de Neige) (1858) сказка
«Волшебный свисток» (Le Sifflet enchanté) (1859) сказка
«Человек, который не мог плакать» (L’Homme sans larmes) (1859) сказка
«Гордячка Тини (Тщеславная Тини)» (Tiny la Vaniteus) (1860) сказка
«Пьеро (Юность Пьеро)» (La Jeunesse de Pierrot (Le Roi de Bohème, Conte de Fée, Renfermant la Première Partie de la Vie et des Aventures de Pierrot)) (1853) повесть
«Медовая каша графини Берты (Предание о графине Берте)» (La Bouillie de la comtesse Berthe) (1845) повесть

Сборник «Сказочник» (L’Homme aux contes) (1857–1860)

«Оловянный солдатик и бумажная танцовщица» (Le Soldat de plomb et la danseuse de papier) (1857) сказка
«Маленький Жан и большой Жан» (Petit Jean et Gros Jean) (1857) сказка
«Король кротов и его дочь» (Le Roi des taupes et sa fille) (1857) сказка
«Снежная королева» (La Reine des neiges) (1859) сказка
«Два брата» (Les Deux frères) (1859) сказка
«Храбрый портняжка» (Le Vaillant petit tailleur) (1857) сказка
«Гигантские руки» (Les Mains géantes) (1859) сказка
«Коза, портной и трое его сыновей» (La Chèvre, le tailleur et ses trois fils) (1858) сказка
«Святой Непомук и сапожник» (Saint Népomucène et le savetier) (1860) сказка

Сказки разных лет

«Себялюбец» (L'Égoïste) (1844) сказка
«Никола-философ» (Nicolas le Philosophe) (1857) сказка
«Тщеславный мячик и рассудительный волчок» (La balle ambitieuse et le sabot philosophe) (1859) сказка
«Душа, которой предстояло родиться» (Une âme à naître) (1844) сказка

«История Щелкунчика» (Histoire d’un casse-noisette) (1844) повесть

Пьесы и другие театральные постановки

«Стратсбургский майор» (1821) пьеса
«Охота и любовь» «La Chasse et l’Amour» (1825)
«Свадьбы и похороны» «La Noce et l’Enterrement» (1826)
«Генрих III и его двор» «Henri III et sa cour» (1829)
«Кристина» «Christine, ou Stockholm, Fontainebleau et Rome» (1830)
«Антони» «Antony» (1831)
«Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции» «Napoléon Bonaparte ou Trente Ans de l’Histoire de France» (1831)
«Карл VII среди своих крупных вассалов» «Charles VII chez ses grands vassaux» (1831)
«Тереза» «Teresa» (1831)
«Нельская башня» «La Tour de Nesle» (1832)
«Ричард Дарлингтон (Ричард Дарлингтон. Член парламента)» «Richard Darlington» (1832) пьеса
«Анжела» «Souvenirs d’Anthony» (1833)
«Екатерина Говард» «Cathérine Howard» (1835)
«Кин, гений и беспутство» «Kean» (1836)
«Пикильо» «Piquillo» комедийная опера
«Калигула» «Caligula» (1837) пьеса
«Мадемуазель де Бель-Иль» «Mademoiselle de Belle-Isle» (1839) комедия
«Алхимик» «L’Alchimiste» (1839) пьеса
«Лео Буркарт» «Léo Burckart» (1839) пьеса
«Брак при Людовике XV» «Un mariage sous Louis XV» (1841) пьеса
«Лоренцо» «Lorenzino» (1842) пьеса
«Галифакс» «Halifax» (1842) пьеса
«Воспитанницы Сен-Сирского дома» «Les demoiselles de Saint-Cyr» (1843) комедия
«Луиза Бернард» «Louise Bernard» (1843) пьеса
«Поместье Дамбик» «Le Laird de Dumbiky» (1844) пьеса
«Мушкетёры» (1845) пьеса
«Дочь регента» (1845)
«Катилина» «Catilina» (1847) пьеса
«Королева Марго» (1847)
«Шевалье де Мезон-Руж» «Le Chevalier de Maison-Rouge» (1847) пьеса
«Гамлет, принц Дании " «Hamlet, prince de Danemark» (1848) пьеса
«Молодость мушкетёров» (1849)
«Охота в Шастре " «La Chasse au chastre» (1850) пьеса
«Три антракта к «Любви-целительнице»» (1850) комедия
«Вампир» «Le Vampire» (1851) пьеса
«Бенвенуто Челлини» (1852)
«Молодость Людовика XIV» «La Jeunesse de Louis XIV» (1854) пьеса
«Мраморный Резец» «Le Marbrier» (1854) пьеса
«Сознание» «La Conscience» (1854) пьеса
«Башня Сен-Жак» «La Tour Saint-Jacques» (1856) пьеса
«Сын ночью или пират» «Le Fils de la nuit ou le Pirate» (1856) пьеса
«Роман Эльвиры» «Le Roman d’Elvire» (1856) комедийная опера
«Приглашение на вальс» «L’Invitation à la valse» (1857) пьеса
«Заговор на изнанку» «L’Envers d’une conspiration» (1860) пьеса
«Лесничие» (1858) пьеса
«Парижские могикане» (1865)
«Узники Бастилии» (1865) пьеса
«Граф Германн» пьеса

Данная статья основана на материалах с peoples.ru и wikipedia.org.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить